Оверстир: невидимая опасность на поворотах. Как распознать и предотвратить?
Оверстир (от англ. oversteer - "избыточная поворачиваемость") - занос, опасное явление, при котором задняя ось автомобиля теряет сцепление с дорогой и начинает скользить наружу поворота.
Это состояние требует от водителя быстрой реакции и правильных действий для предотвращения аварии. Давайте разберемся, почему возникает оверстир и как с ним справляться.
Основные причины возникновения оверстира
✔ Резкое нажатие на газ в повороте (особенно на заднеприводных авто)
✔ Слишком быстрое вхождение в поворот
✔ Резкое сбрасывание газа в середине поворота
✔ Неравномерное распределение веса (перегруженный багажник)
✔ Разное давление в задних шинах
✔ Износ протектора задних шин
✔ Гладкое или мокрое покрытие дороги
✔ Резкие движения рулем при корректировке траектории
Как распознать начало оверстира?
Занос автомобиля — это одна из самых опасных ситуаций на дороге, при которой задняя или все четыре колеса теряют сцепление с дорожным покрытием, и машина начинает бесконтрольно скользить. Способность быстро распознать его первые признаки является ключевой для сохранения контроля и предотвращения аварии. Эти признаки можно условно разделить на физические ощущения и визуальные наблюдения.
Физические признаки
Водитель в первую очередь ощущает занос на уровне тактильных ощущений и изменения поведения автомобиля. Самый характерный физический признак — задняя часть автомобиля начинает "плыть" наружу поворота или отклоняться от прямой траектории. Это ощущение, будто задние колеса движутся по собственной, независимой дуге. Одновременно с этим рулевое колесо становится легче, а его информативность снижается, так как передние колеса теряют часть нагрузки или сцепления. Вы можете почувствовать, что руль "пустеет" или вращается с меньшим сопротивлением.
Кроме того, кузов кренится сильнее обычного при маневре или даже начинает раскачиваться, что указывает на потерю стабильности и переход к неуправляемому скольжению.
Визуальные признаки
Параллельно с физическими ощущениями, водитель заметит ряд визуальных сигналов, подтверждающих начало заноса. Наиболее очевидным является то, что траектория движения автомобиля отклоняется от намеченной. Машина начинает двигаться не туда, куда направлен руль. Если посмотреть в боковые зеркала, вы увидите явное смещение задней оси автомобиля в сторону от курса, что особенно заметно на снегу или мокром асфальте.
В качестве дополнительного подтверждения, ориентиры впереди смещаются не так, как ожидалось. Вместо того чтобы двигаться к намеченной точке поворота, автомобиль будет смещаться в сторону, что является тревожным сигналом о потере контроля над направлением движения.
Быстрое распознавание этих физических и визуальных сигналов даёт водителю драгоценные секунды для принятия корректирующих действий и восстановления контроля над автомобилем.
Техника предотвращения и выхода из оверстира
Профилактические меры:
✔ Поддерживайте шины в хорошем состоянии (особенно задние)
✔ Соблюдайте плавность при работе с педалями в повороте
✔ Выбирайте адекватную скорость перед поворотом
✔ Распределяйте груз равномерно по автомобилю
✔ На скользкой дороге избегайте резких маневров
✔ На заднеприводных авто будьте осторожнее с газом в повороте
Действия при возникновении оверстира:
✔ Не нажимайте резко на тормоз - это усугубит занос
✔ Плавно уменьшите подачу топлива (но не бросайте газ полностью)
✔ Поверните руль в сторону заноса (если зад уходит вправо - руль вправо)
✔ Избегайте резких движений рулем - корректировки должны быть плавными
✔ После выравнивания плавно верните руль в нейтральное положение
✔ При необходимости подкорректируйте траекторию малыми движениями
Особенности поведения разных типов приводов
1. Задний привод:
- Наиболее склонен к оверстиру
- Требует особой плавности при работе с газом
- Коррекция осуществляется в основном педалью акселератора
2. Передний привод:
- Менее подвержен оверстиру
- В случае заноса можно плавно добавить газа
- Руль следует поворачивать в сторону заноса
3. Полный привод:
- Поведение зависит от типа полного привода
- Чаще проявляет нейтральную поворачиваемость
- Требует тонкой работы и газом, и рулем
Распространенные ошибки при борьбе с оверстиром
✔ Одна из критических ошибок — резкое торможение. Это приводит к блокировке колёс, особенно задних, что мгновенно усиливает занос, делая его полностью неуправляемым. Если колеса не вращаются, они не могут обеспечить боковое сцепление.
✔ Другая распространённая ошибка — чрезмерный поворот руля в сторону заноса. Хотя контрруление необходимо, избыточное движение рулём может привести к так называемому ритмическому заносу, когда автомобиль начинает раскачиваться из стороны в сторону, переходя из одного заноса в другой.
✔ Конечно же, паника и хаотичные движения — худшие спутники в критической ситуации. Нервозность приводит к судорожным и неэффективным действиям, лишь ухудшая ситуацию и лишая водителя возможности адекватно оценить происходящее.
✔ Ещё одна психологическая ловушка — фиксация взгляда на препятствии. Инстинктивно человек смотрит туда, куда боится попасть, но автомобиль, как правило, неосознанно следует за направлением взгляда водителя. Вместо этого нужно смотреть туда, куда вы хотите выехать.
✔ Наконец, попытка выровняться одним резким движением руля или педалей также является ошибкой. Это вызывает сильные колебания автомобиля и может привести к повторному, ещё более неконтролируемому заносу в противоположную сторону.
Технические средства помощи водителю
Современные автомобили оснащаются системами, помогающими предотвратить оверстир:
1. ESP (Electronic Stability Program):
- Автоматически подтормаживает отдельные колеса
- Снижает мощность двигателя при опасности заноса
- Работает в комплексе с ABS и TCS
2. Система контроля тяги (TCS):
- Предотвращает пробуксовку ведущих колес
- Особенно полезна на скользких поверхностях
3. Электронный дифференциал (EDS):
- Перераспределяет крутящий момент между колесами
- Помогает сохранять стабильность в повороте
Как выбрать автомобиль менее склонный к оверстиру?
Если вы часто ездите по скользким дорогам, обратите внимание на:
✔ Автомобили с передним приводом
✔ Модели с низким центром тяжести
✔ Машины с системой ESP в базовой комплектации
✔ Авто с нейтральной или недостаточной поворачиваемостью
✔ Модели с качественной подвеской и хорошей развесовкой
Оверстир - опасное, но контролируемое явление. Главное - сохранять хладнокровие, не делать резких движений и помнить основные приемы стабилизации автомобиля. Регулярные тренировки на безопасных площадках помогут выработать правильные рефлексы. Современные электронные системы помогают водителю, но не заменяют навыки контраварийного вождения.
Помните - лучшая борьба с оверстиром это его профилактика: адекватная скорость, плавные движения и технически исправный автомобиль.